
В проекте комплексной программы развития авиатранспортной отрасли Российской Федерации до 2030 года, подготовленной Минтрансом РФ, приведена достаточно подробная статистика по состоянию авиационного парка российских авиакомпаний на 20 апреля 2022 года. 95% всего пассажирооборота выполняются на самолетах зарубежного производства.
НА ИНОСТРАННЫЕ САМОЛЕТЫ ПРИХОДИТСЯ 95% ВСЕГО ПАССАЖИРООБОРОТАСогласно статистике Минтранса, приведенной в тексте проекта комплексной программы развития авиатранспортной отрасли Российской Федерации до 2030 года (есть в распоряжении редакции) к 20 апреля 2022 парк коммерческих самолетов всех российских авиакомпаний насчитывал 1 287 единиц.
Что касается прописки самолетов, то в иностранных реестрах на 20 апреля оставались зарегистрированными 176 воздушных судов, а в российском реестре - 1 111.
Из общего количества самолетов (т.е. 1 287) - только 1 101 пассажирских. Остальные - это грузовые самолеты (84), бизнес-джеты (42), а также 60 самолетов (предположительно) госавиации - в тексте они обозначены как фактически не участвующие в коммерческих перевозках (в т.ч. эксплуатирующиеся в авиакомпании ФБГУ СЛО Россия).
По данным Минтранса РФ, доля самолетов зарубежного производства в коммерческом парке пассажирских самолетов на 20.04.2022 составляет 67,1%, но на них приходится около 95% пассажирооборота (то есть самолетов отечественного производства относительно много, но это в основном малые самолеты, перевозящие совсем немного пассажиров).
Указывается также, что российскими авиакомпаниями более 700 самолетов получено в лизинг от иностранных лизингодателей (с учетом цифр, приводимых ниже, ясно, что в это количество входят и грузовые самолеты).
ОСНОВНАЯ ЦИФРА БОЛЬШОЙ АВИАЦИИ: 636 САМОЛЕТОВОднако 1101 пассажирских самолетов - это все самолеты, включая малую и региональную авиацию. Что касается большой авиации (т.е. самолетов, способных перевозить более 50 человек), что здесь количество самолетов меньше.
В Минтрансе подсчитали, что в конце 2021 г. в коммерческой эксплуатации всех российских авиакомпаний находились 714 пассажирских самолетов емкостью от 50 до 300 кресел, формирующих основу провозной способности коммерческих пассажирских авиакомпаний.
Из этого количества магистральных широкофюзеляжных самолетов - только 3, магистральных узкофюзеляжных - 693, региональных самолетов - 18.
ТРИ ЧЕТВЕРТИ ОСТАВШИХСЯ САМОЛЕТОВ БОЛЬШОЙ ПАССАЖИРСКОЙ АВИАЦИИ - ИНОСТРАННОГО ПРОИЗВОДСТВАПриведена раскладка и по маркам самолетов. Из 714 самолетов большой авиации воздушных судов производства Airbus в конце 2021 года насчитывалось 298, производства Boeing - 236, прочих самолетов иностранного производства (Embraer и пр.) - 23.
Следует однако учесть, что все это - данные на конец 2021 года. А по данным Минтранса, неоднократно приводимых в открытой печати, 78 самолетов (все они, естественно, иностранного производства, арестованы по требованиям лизингодателей за рубежом). Это означает, что всего в российской большой пассажирской авиации сейчас есть не 714, а только 636 самолетов.
Самолетов российского производства - 157 из 636 или 24,7%. Но этих 157 86% или 136 - это Сухой Суперджет (SSJ-100). А это, увы, означает, что и российская часть авиапарка очень сильно зависит от поставок иностранных комплектующих.
СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ САМОЛЕТОВ В РОССИИ - ОКОЛО 10,5 ЛЕТМинтрансом приведена также довольно любопытная статистика по возрасту самолетов российских авиакомпаний.
Средний возраст пассажирских самолетов коммерческих авиакомпаний составляет около 10,5 лет, в том числе по наиболее массовым типам ВС: А 321nэо/320neо - 1,9 лет; А 321/320 - 11 лет; А 319 - 17,2 лет; B 767-200 - 20,5 лет; B 757-200 - 23 года; B 737-800/900 - 9,8 лет; B 737-700/500/400/300 - 22,2 года; SSJ-100 - 4,3 года; Як-42 - 28,3 года, - говорится в проекте документа.
СКОЛЬКО АВИАКОМПАНИЙ В РОССИИ, КТО В ЛИДЕРАХ, СКОЛЬКО ПАССАЖИРОВ ОНИ ПЕРЕВОЗЯТМинтранс насчитал в России 260 действующих аэропортов и посадочных площадок, через которые осуществляются авиаперевозки, и 110 авиакомпаний (имея в виду авиапредприятия с действующими сертификатами эксплуатанта коммерческой гражданской авиации).
Российский рынок авиаперевозок характеризуется высокой концентрацией авиаперевозок, указывает Минтранс.
По его данным на группу Аэрофлот (включая также дочерние авиакомпании Россия и Победа) пришлось 43,6% общего пассажирооборота на внутренних и международных воздушных линиях (это больше, чем в 2020 г. - тогда у всей группы была доля в 41,2%).
В целом на 6 крупнейших российских авиаперевозчиков (Аэрофлот, Россия, Победа, S7 Group, Utairи Уральские Авиалинии) приходится 69,6% общего пассажирооборота на внутренних и международных воздушных линиях. Если брать 15 ведущих авиакомпаний, то их доля в общем пассажирообороте достигла по итогам 2021 г. цифры в 95,5%. Наконец, 35 крупнейших пассажирских авиакомпаний РФ в целом занимают 99,9 % рынка пассажирских воздушных перевозок.
За 2021 год все авиакомпании России, по статистике Минтранса, перевезли 111 млн пассажиров, из них на международных воздушных линиях 23,5 млн, а на внутренних воздушных линиях 87,5 млн пассажиров.
В 2021 г. внутри РФ обслуживалось около 4340 авиамаршрутов, но реально имела значение только одна десятая часть (480 маршрутов): на них пришлось 95% от всего внутреннего пассажиропотока.