Авиа

Минтранс оценил потери зарубежных перевозчиков, но своих не считал

Минтранс сообщил, что авиакомпании недружественных стран еженедельно теряют 37,5 млн $ США из-за закрытого нашей страной неба. О наших убытках ведомство умолчало, но только на роялти Аэрофлота отрасль уже недосчиталась сопоставимой суммы. Конфликт России и Украины продолжает менять туристическую отрасль.

Министерство транспорта РФ в субботу 19 марта разместило у себя на сайте пресс-релиз о масштабных потерях, которые перевозчики недружественных стран несут из-за необходимости облетать Россию. Характерной особенностью этого документа является полное отсутствие каких бы то ни было упоминаний о потерях российских авиакомпаний, попадающих во все большую изоляцию от внешнего мира.

МИНТРАНС ОЦЕНИЛ ПОТЕРИ СОПЕРНИКА, НО НЕ СВОИ СОБСТВЕННЫЕ

По оценкам ведомства, дополнительные расходы перевозчиков из 19 стран, которые активно использовали российское воздушное пространство в своей маршрутной сети (США, Канада, Великобритания, Австрия, Бельгия, Венгрия, Германия, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Латвия, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция) составляют более 37,5 млн $ США еженедельно.

Убытки возникают вследствие необходимости увеличивать протяженность маршрутов, чтобы облетать закрытые для них зоны. По данным Госкорпорации по организации воздушного движения (ГК ОрВД), в докризисный 2019 год зарубежные перевозчики совершили более 306,5 тыс. транзитных полетов через российское воздушное пространство. И до кризиса этот показатель устойчиво рос примерно на 7% в год. На фоне пандемии коронавируса снизился, но в 2021 уже восстановился до уровня примерно в 200 тыс. полетов за год.

За первые 2 месяца 2022 года этот показатель составил 31,4 тыс.рейсов, что на 21 % больше, чем годом ранее. И это еще без учета тех рейсов, которые имели пунктом прибытия непосредственно российские аэропорты.

Правда (и сообщение Минтранса об этом умалчивает), зарубежные перевозчики летали над Россией вовсе не за красивые глаза, а ежегодно платили нашей стране так называемые пролетные, которые, согласно сформировавшейся с советских времен традиции, доставались Аэрофлоту.

По оценкам аналитиков, до пандемии коронавируса одноименная группа компаний могла получать по $500-800 млн роялти в год. По предварительным оценкам специалистов, на данный момент над Россией осталась, в лучшем случае, четверть или пятая часть от нормального транзитного трафика. Значит только на роялти отрасль потеряла как минимум 22-27 млн $ c начала событий на Украине.

Не говоря уже обо всех остальных убытках, которые авиакомпании несут вследствие санкций. Но они настолько огромны, что на данный момент оценивать их возможным не представляется.

КОМУ И НАСКОЛЬКО СТАЛО СЛОЖНЕЕ ЛЕТАТЬ ИЗ-ЗА ЗАКРЫТИЯ ВОЗДУШНОГО ПРОСТРАНСТВА РОССИЕЙ

По данным Минтранса, дальность перелета из Лондона в Токио через Россию по Транссибирскому маршруту - кратчайшему воздушному пути между Европой и Юго-Восточной Азией - составляет 9 тыс. 500 км, а с использованием альтернативного маршрута - 11 тыс. 200 км.

Таким образом, альтернативные маршруты значительно увеличивают время полетов - почти на 2 часа. Это влечет за собой рост себестоимости перевозки, прежде всего за счет увеличения количества используемого топлива, - говорится в сообщении ведомства.

Зарубежная пресса также подсчитывает убытки авиационной отрасли. Отметим, что некоторые европейские аналитики, например, OAG, в русле информационного противостояния тут же поспешили объявить, что не все так страшно, а дополнительное время в пути следует считать не часами, а минутами. На примере рейса Singapore Airlines SQ317 из Лондонского Хитроу в Сингапур в OAG утверждают, что полет вне воздушного пространства России займет примерно на десять минут больше, чем обычно.

Однако такая информация никак не подтверждается данными объективного контроля: сервисом FlightRadar 24 зафиксировано, что 20 февраля 2022 года протяженность именно этого рейса составила 11 часов 53 минуты, а 19 марта - уже 13 часов 16 минут.

В OAG признают, что для авиакомпаний, активно использующих российское воздушное пространство, поиск альтернативных маршрутов будет сложнее, но заявляют, что эти неудобства могут быть компенсированы отсутствием платы за пролет, ибо полеты над российским воздушным пространством, мол, обходятся чрезвычайно дорого.

Этот тезис тоже не выдерживает критики: цены на авиабилеты на рейсы, облетающие Россию, уже стали существенно выше (до 30% на отдельные рейсы). В OAG почему-то упустили, что, конечно же, плата за пролет потребуется в любом случае - диспетчерское обслуживание рейсов в других странах отнюдь не бесплатное.

Этот пример в данном случае особенно важен для понимания, что не только наше министерство транспорта стремится к однобокому освещению вопроса. На других рынках эта тенденция прослеживается ничуть не хуже.

Но большинство аналитиков на Западе все же честно признают проблему. По словам управляющего директора Alton Aviation Consultancy Уманга Гупты (Umang Gupta), которые цитирует сервис SchengenVisainfo.com, среднее время полета между Европой и Азией составляет почти 11,8 часа, а обратный рейс — около 13,5 часов. В самом лучшем случае теперь к этим цифрам добавятся более двух часов полетного времени в каждом направлении, — говорит эксперт.

Это так: по данным FlightRadar 24, рейсы из Парижа в Токио стали занимать примерно на 2 часа больше, а из Лондона в японскую столицу теперь придется добираться примерно на 4 часа дольше - 15 вместо 11. Рейс японской авиакомпании JAL в Хельсинки 14 марта летел почти 15 часов вместо привычных 9.

СОКРАЩЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА РЕЙСОВ РЕЙСОВ ПРИВОДЯТ К УВОЛЬНЕНИЯМ

Финская авиакомпания Finnair из-за закрытия воздушного пространства России вынуждена была временно отказаться от всех рейсов в Азию. По оценкам авиакомпании, ей из-за этого потребуется уволить до 200 пилотов и 450 бортпроводников.

Разумеется, все это равно не идет ни в какое сравнение с потерями российских перевозчиков и их сотрудников, которые остались фактически без всех международных маршрутов и без должного технического обслуживания для того, чтобы сохранять хотя бы внутренние рейсы. Например, в вынужденный простой часть сотрудников уже отправила компания Уральские авиалинии.

Впрочем, российские авиакомпании расстаются не только со стюардессами, но и с топ-менеджментом. 12 марта стало известно, что автор стратегии развития группы компаний Аэрофлот Андрей Панов уволился из компании и уехал из России. Уехали из России. Ушел из Аэрофлота. Старая жизнь закончилась, — написал он на своей странице в Facebook

Ушел в отставку и гендиректор Аэрофлота Михаила Полубояринов. По данным РБК, в компании может смениться и часть правления. Расстался с компанией и должностью гендиректор авиакомпании "Победа" Андрей Калмыков.

РОССИЙСКО-УКРАИНСКИЙ КОНФЛИКТ МЕНЯЕТ ТУРИЗМ, НО НЕ В США

Также по данным европейских аналитиков, конфликт России и Украины уже напрямую затронул туристические рынки отдельных стран. Например, для Венгрии русские и украинцы входят в десятку самых важных туристов. А власти Финляндии уже объявили, что большое число путешественников отменили свои поездки из-за повышенных опасений по поводу безопасности.

Ранее мы также писали, что по данным ForwardKeys, за неделю 24 февраля - 2 марта бронирования авиабилетов в ряде стран Европы упали на 30-50%, а авиатопливо в ЕС выросло в цене за неделю на 33%. А самые внимательные, в нашем случае - индийские авиакомпании - уже вовсю пользуются ситуацией и намереваются перекроить географию полетов коллег и конкурентов.

Из всего выше описанного ясно одно: россияне и часть европейцев еще долго не увидят мирового туризма в привычных его проявлениях. Многих рейсов не будет вовсе, а на многих направлениях увеличится время полета, и, как следствие, вырастут цены.

И только в США перестали волноваться даже по поводу ситуации на рынке авиаперевозок. Этот регион затрагивали в основном растущие цены на топливо, а туризму пока ничего и не грозило. Как пишет издание Airline Weekly, руководители авиационной отрасли США отмахнулись от опасений, что рост цен на нефть помешает восстановлению отрасли после пандемии Covid-19 и остаются уверенными в устойчивости летнего спроса несмотря на рост тарифов.

Они ожидают роста тарифов на авиаперевозки в среднем всего на 10%. Отдельные авиакомпании намерены в 2022 году вернуться к докризисному объему перевозок.

Екатерина Тропова

Поделиться
Технологии Blogger.