Авиа

Будут ли чартерные рейсы в Турцию летом и при чем здесь Минторг США?

Росавиация изменила правила допуска перевозчиков к выполнению международных рейсов. В СМИ к этому немедленно приклеили отказ в выдаче допусков на Турцию некоторым чартерным перевозчикам в приказе от 19 марта. Разбирались, что на самом деле произошло, как теперь будут регламентироваться зарубежные вылеты и что ан самом деле может сократить объемы чартерной перевозки в Турцию летом.

Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) разработало специальный порядок допуска перевозчиков к зарубежным рейсам. В ведомстве его характеризуют как временный алгоритм.

Согласно этому обновленному своду правил теперь будут приниматься решения о передаче допуска на выполнение международных полетов от одного перевозчика к другому.

Важно понимать, что, с одной стороны, этот порядок не прекращает действие ранее выданных по межправсоглашениям допусков. А с другой, остается отчасти формальной мерой. Допуски - это всего лишь право авиакомпании, которым она сможет воспользоваться (или не воспользоваться, что часто и происходит) при возобновлении полетов.

Но главное - это то, что сейчас, на момент острой фазы кризиса авиаперевозок, все равно действуют нормы, согласно которым авиакомпании должны в отдельном порядке согласовывать каждый зарубежный вылет.

Временный алгоритм разработан в целях повышения транспортной доступности и мобильности населения Российской Федерации, а также для сохранения воздушных коридоров между Россией и иностранными государствами в период действия ограничительных мер, введенных иностранными государствами по политическим мотивам, - говорится в сообщении на сайте регулятора.

Этот временный порядок будет действовать до принятия решений о снятии ограничений. Правда, на сайте не уточняется, каких именно, а их сейчас намного больше, чем одно.

КАКИЕ АВИАКОМПАНИИ ТЕПЕРЬ БУДУТ ПОЛУЧАТЬ ДОПУСКИ

Система допусков к выполнению международных перелетов теперь будет пересматриваться раз в две недели в зависимости от оперативной обстановки. Для получения разрешения самыми важными критериями Росавиация теперь считает

общее количество самолетов в парке

количество самолетов в российском реестре в процентах от общего числа в парке количество самолетов в собственностиу российских физических или юридических лиц также в процентах к общему числу в парке (это самый основной и самый трудный для решения вопрос) регулярность полетов в конце 2021 года - начале 2022 количество внутренних маршрутов в сети перевозчика количество предостережений и предписаний по неустраненным нарушениям требований по безопасности полетов и транспортной безопасности.

Ранее регулятор обращал внимания на другие свойства авиакомпаний, - отмечают специалисты. Были важны наличие сертификата Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) по безопасности, наличие в парке компании и использование отечественного Superjet-100, выполнение рейсов в Дальневосточный федеральный округ, уровень безопасности и регулярность полетов, уровень сервиса.

Временный допуск выдается на 3 месяца с возможностью продления или аннуляции, если перевозчик так и не освоил одобренное ему направление.

Согласно новым правилам выдачи допусков на международные рейсы, они теперь просто смогут передаваться от одной авиакомпании у другой более оперативно. Преимущество будет отдаваться тем перевозчикам, у которых есть возможность выполнять полеты без риска ареста или задержки воздушного судна (с сожалением нужно заметить, что таких перевозчиков все меньше и меньше).

ОБОСНОВАН ЛИ ХАЙП О НЕВЫДАЧЕ ЧАРТЕРНЫМ КОМПАНИЯМ ДОПУСКОВ НА ПОЛЕТЫ В ТУРЦИЮ

С новостью о новых правилах выдачи допусков СМИ и профильные телеграм-каналы немедленно связали выдачу очередных плановых допусков Росавиацией в приказе от 19 марта.

Больше всех разрешений получили авиакомпании Аэрофлот, которая, по словам знакомого с ситуацией источника, и вовсе не собирается в ближайшее летать за рубеж, а также авиакомпания Россия - один из самых активных эксплуатантов самолета SSJ-100 в стране.

Еще более короткие по времени (не на три месяца, а на две недели) допуски получили другие эксплуатанты минимально подверженной риску ареста за рубежомотечественной авиатехники (SSJ-100).

Ираэро: сможет летать на линии Москва-Стамбул, Red Wings: на линиях Москва-Стамбул, Москва-Анталия и Махачкала-Стамбул Азимут: на линиях Москва-Стамбул, Минводы-Анталия и Минводы-Стамбул. Причем с высокой интенсивностью. Правда, стоит напомнить, что перевозчик уже собирался летать в Стамбул из Сочи, но что-то пошло не так, рейсы в итоге не состоялись.

СМИ немедленно выделили в этом документе из десятков страниц, что разрешений на рейсы в Турцию не получили Smartavia, AZURAir, Utair и Nordwind и сделали на этом обстоятельстве акцент.

Однако это ни в коей мере не означает, что все эти компании не полетят в Турцию летом или в иной период.

На самом деле это просто хайп. Мы не получили в этот раз допуски в Турцию просто потому, что никаких изменений по существующим допускам не запрашивали, - объяснил представитель одного из упомянутых перевозчиков.

Так что никакими радикальными изменениями и без того находящемуся в упадке рынку список допусков от 19 марта не грозит.

Как объясняют специалисты авиакомпаний, при том, что перевозчики получили 19 марта новые разрешений на международные рейсы, все старые допуски и частоты по ним, полученные авиакомпаниями, за ними сохраняются.

Сами чартерные перевозчики в беседах с Вестником АТОР позиционируют приказ о новых допусках от 19 марта как потенциально позитивный.

Позитиву реализоваться на практике мешает, однако, санкционная реальность. Российские авиакомпании столкнулись с острым дефицитом провозных мощностей на международных линиях и испытывают давление одновременно со стороны зарубежных властей, Европейского агентства по безопасности полетов (EASA), лизингодателей, собственного регулятора и даже… министерства торговли США.

И в этой новой реальности все международные вылеты в любом случае нужно согласовывать непосредственно в Росавиации и сделать это можно только на сутки вперед. Именно поэтому выданные допуски и правила их выдачи, в том числе и на Турцию, именно сейчас не оказывают практически никакого влияния на реальную практику полетов.

ВМЕШАЛОСЬ МИНИСТЕРСТВО ТОРГОВЛИ США

Помимо всех прочих ранее известных ограничений, поздним вечером в пятницу российский авиационный рынок столкнулся с еще одним.

Министерство торговли США выпустило и распространяет среди компаний авиационной отрасли по всему миру запрет на любое взаимодействие с определенным списком самолетов в которых есть хотя бы четверть американских компонентов и которые сейчас эксплуатируются российскими перевозчиками. Прямой взаимосвязи с решениями Росавиации это не имеет, но подлило масла в огонь и осложнило работу всем сторонам.

По этой причине в субботу были остановлены все зарубежные вылеты компании AZUR Air, которая как раз занималась вывозом российских туристов, застрявших за рубежом.

В новый санкционный список попали 99 самолетов производства концерна Boeing и отдельно взятый бизнес-джет Golfstream-650ER. Несмотря на то, что размещенный на сайте ведомства пресс-релиз в основном содержит констатацию необходимости всестороннего экономического давления на Россию, из него все же можно установить, что любое обслуживание в зарубежных аэропортах упомянутых самолетов запрещается в связи с нарушением ими правил экспортного контроля.

С 24 февраля 2022 года Бюро промышленности и безопасности (подведомственная Минторгу США структура - прим.ред.) ввело расширенный и строгий контроль связанных с авиацией товаров, поставляемых в Россию, а также новые лицензионные требования для определенных самолетов или частей самолетов, - говорится в сообщении. Что само по себе уже немного удивляет, поскольку русскоязычный мир о санкциях Boeing узнал значительно позже, а именно 2 марта. Судя же по сообщению Минторга, 2 марта ранее принятые меры были распространены на Белорусию.

С этой даты, как сказано в документе, любой самолет, произведенный в Соединенных Штатах или в другой стране, но включающий более 25% американских комплектующих и предназначенный для России подлежит лицензированию.

В эти списки попали:

33 самолета Аэрофлота, которые и так уже не летали за рубеж 23 борта AZURAir, которые как раз летали за туристами за рубеж 14 самолетов Nordwind 12 самолетов авиакомпании Utair, которая одна из первых на рынке заявила, что от греха подальше вернет собственникам спорные борты 12 самолетов грузовой авиакомпании AirBridgeCargo, которая в связи с санкциями и невозможностью проводить техобслуживание отказалась от выполнения полетов 5 грузовых B-757 перевозчика Авиастар-ТУ И один конкретный бизнес-джет Golfstream-650ER, который, по данным американского министерства, принадлежит бизнесмену Роману Абрамовичу.

Эти самолеты, как утверждается, после 2 марта продолжали выполнять международные рейсы.

Любые действия, предпринятые в отношении любого из перечисленных самолетов, включая, помимо прочего, заправку топливом, техническое обслуживание, ремонт или предоставление запасных частей или услуг, подпадают под действие запретов, - говорится в документе. Теперь все эти действия будут требовать отдельного разрешения.

Для предоставления любых услуг этим самолетам требуется разрешение. В его отсутствие любой человек, даже если он находится в России, нарушает правила экспортного контроля и рискует быть подвергнутым ответным мерам вплоть до тюремного заключения, а также получить штрафы и лишиться экспортных привилегий, - предупреждает Минторг США

МЕЖДУНАРОДНЫХ РЕЙСОВ СТАНЕТ МЕНЬШЕ, ЧАРТЕРОВ В ТУРЦИЮ - ТОЖЕ

Опрошенные Вестником АТОР специалисты, включая представителей попавших под новых санкции перевозчиков и российских авиавластей, пока не берутся квалифицировать или комментировать все последствия этого документа.

Ясно пока одно: перечисленным в нем самолетам стоит воздержаться от осуществления международных рейсов, поскольку согласно документам, власти США собираются предпринимать решительные меры в отношении любого, кто так или иначе с ними соприкоснется.

А это, в частности, может означать, что летние объемы чартерной перевозки в Турцию тех же Nordwind или AZUR air существенно сократятся (несмотря на нейтралитет Турции, эксперты сомневаются, что аэропорты и сервисные компании этой страны захотят оказаться под санкциями США из-за обслуживания самолетов из списка Минторга).

ЧТО БУДЕТ ДАЛЬШЕ

Что будет дальше? С точки зрения практической понятно, что у российской авиации стало еще меньше шансов летать за рубеж. И не понятно, какие еще меры и какая сторона намеревается предпринять в попытке задушить российскую авиационную отрасль.

С точки же зрения теоретической, как сказал один из собеседников издания, сейчас многое впервые.

Авиационный мир никогда прежде не сталкивался с подобными санкциями, которые, впрочем-то, уже идут в разрез с любыми мыслимыми и немыслимыми нормами международных организаций.

Так, если EASA, например, вводя запреты, апеллировало хотя бы к безопасности, которую проблематично поддерживать без должного контроля в условиях дефицита комплектующих, то Минторг США уже открытым текстом говорит, что это политическое решение, вызванное исключительно желанием полностью перекрыть кислород российской авиации.

А на каждое политическое решение, как известно, может найтись такой же политический ответ. Например, накануне стало известно, что серию встреч в России провел министра туризма Венесуэлы Али ПадронПаредес (Alí Padrón Paredes).

Речь шла, в числе прочего, о расширении полетной программы из России в эту южноамериканскую страну. И, по оценкам специалистов, Венесуэла далеко не единственная страна, власти которой вопреки всем санкциям готовы пользоваться ситуацией и радушно встречать не только российских туристов,но и самолеты.

Екатерина Тропова

Поделиться
Технологии Blogger.