Авиа

Подорожания билетов на внутренних рейсах не избежать

Росавиация потребовала от авиакомпаний каждый месяц отчитываться о средней стоимости билетов в экономклассе по маршрутам внутри страны. Цель - мониторинг цен и недопущение необоснованного роста стоимости авиабилетов. Но ручное управление может не помочь. Эксперты ожидают рост цен на внутренних рейсах уже летом 2022 года.

Контроль цен будет установлен в отношении билетов в Симферополь, Сочи, Анапу, Благовещенск, Улан-Удэ, Читу, Петропавловск-Камчатский, Магадан, Владивосток, Якутск, Южно-Сахалинск, Хабаровск, Анадырь и Калининград, пишет газета Известия.

Отчеты о ценах авиакомпании должны будут направлять до десятого числа каждого месяца.

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В РУЧНОМ РЕЖИМЕ

Требование Росавиации несколько диссонирует с положениями Воздушного кодекса РФ, отмечают эксперты. Так, в статье 64 этого документа прямо говорится, что плата за воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты устанавливается перевозчиками. Кроме того, контроль ценообразования - прерогатива не Росавиации, а ФАС. Ранее ведомство уже вело такую работу.

Что касается сбора информации о тарифах, то он уже ведется через ТКП с последующей передачей данных в Росстат. Дополнительные способы контроля цен на авиабилеты вызывают вопросы.

Когда речь идет о субсидируемых перевозках, средства на которые выделяются из федерального бюджета или бюджетов регионов, государство напрямую регулирует тарифы. Но когда речь идет о свободном рынке, сложно представить, что вопреки Воздушному кодексу РФ кто-то будет регулировать цены, - говорит исполнительный директор агентства Авиапорт Олег Пантелеев.

Впрочем, прецеденты ручного управления ценами были. Накануне Олимпиады в Сочи авиакомпании поставили высокие тарифы на билеты во время проведения соревнований. Но несмотря на высокий спрос, президент РФ Владимир Путин обратил внимание на стоимость билетов.

В результате Аэрофлот снизил до 5 тыс. р. цены на авиабилеты по маршруту Москва - Сочи и обратно на время проведения Олимпиады и Паралимпиады. Другим авиакомпаниям тоже пришлось уронить свои тарифы.

Отрасль тогда недополучила прибыль, которая могла бы, в частности стать дополнительной финансовой подушкой в кризисный для авиарынка 2015 год, - говорит Олег Пантелеев.

ЦЕНЫ БИЛЕТОВ ОПРЕДЕЛИТ РЫНОК

Основной посыл регулятора - летать должно быть дешево и доступно, считают участники рынка. Но реальность немного иная: уже сейчас тарифы на авиаперевозку по России находятся на критически низком для авиакомпаний уровне.

Стоимость авиабилетов формируется из разных составляющих. Но главная из них - потребительский спрос. Начиная с 3 квартала 2020 года, из-за того, что авиакомпании перенаправили все свои емкости с закрытых зарубежных на российские, произошло перенасыщение внутреннего рынка. И на протяжении этого времени до сегодняшнего дня ситуация исправлялась очень медленно, - говорит Олег Пантелеев.

Если не произойдет никаких новых потрясений (в том числе, геополитических), ситуация выправится скорее всего к лету 2022 г. Уже сейчас наблюдается тенденция к открытию границ между многими странами и увеличению количества международных авиарейсов. Внутренние направления разгрузятся, что даст авиакомпаниям возможность повысить тарифы и улучшить свою экономику, которая значительно пострадала за годы пандемии.

Сейчас авиакомпании не повышают цены на внутренних рейсах не потому, что они такие социально-ответственные или для этого нет оснований. Цены держатся на низком уровне только из-за превышения предложения над спросом. И они вырастут, если емкость внутренних рейсов сократится за счет ее распределения, в том числе, и на зарубежные направления, - резюмирует эксперт.

Поделиться
Технологии Blogger.