
Премьер-министр Михаил Мишустин уточнил цели национальной Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года. Обновились цели по въездному туризму и общему числу туристических поездок.
Новыми целями стратегии к 2035 году установлены:
увеличение более чем в три раза числа туристических поездок; увеличение более чем в восемь раз въездных туристических поездок иностранных граждан в Россию; увеличение объема экспорта услуг по статье поездки с 2,85 млрд долл. (в 2020 г.) до 28,6 млрд долл. (в 2035 г.); увеличение средней численности работников туриндустрии с 1,66 млн до 4,96 млн человек; рост количества номеров в классифицированных отелях с 755 тыс. единиц до 948 тыс.Основное отличие двух вариантов целей - в новом документе за точку отсчета взят 2020 г., а не 2017 г., как было в прежней версии Стратегии.
Напомним, что Стратегия развития туризма в РФ была принята еще в 2019 г. Первые два года ее реализации пришлись на пандемию коронавируса. Пандемия и действия туристических властей во время нее дали импульс развитию внутреннего туризма.
Однако въездной туризм по-прежнему остается на паузе. В 2019 г. иностранцы совершили 5 061 696 визитов в Россию, указав целью своей поездки туризм (+ 20,5% к соответствующим показателям 2018 г.).
За три квартала 2021 года Погранслужба зафиксировала всего 178 тыс. визитов иностранцев с туристическими целями. Учитывая, что IV квартал - несезон для въездного туризма и его результаты мало что добавят к этим цифрам, можно говорить о том, что по итогам года падение объемов во въездном туризме составило 96% (по сравнению с допандемийным уровнем).
Согласно новому плану, к 2035 г. Россия должна будет принимать 52 млн туристов. Уже в 2025 г. в Стратегии обозначена цель принять в России 26,23 млн иностранных туристов, а в 2030 г. - 42,45 млн.
Общее число туристических поездок, согласно новым целям, вырастет с 45,22 млн в 2020 г. до 143,93 млн в 2035 г.
Целевой экспорт услуг по статье поездки в сравнении с прошлой версией Стратегии не изменился - цель к 2035 г. Все та же - 28,6 млрд. долл.
Отметим, что некоторые целевые показатели в новый вариант Стратегии вообще не попали. Это, например, рост объема туристической индустрии, увеличение инвестиций в сферу туризма.
Анна Бирюкова