Круизы

Туристов много, доходов мало, круизные компании подвели итоги навигации

Круизный сезон 2021 года на реках России увеличил пассажиропоток почти на четверть, но все же пандемия не позволила компаниям работать в полную силу. Разбирались с экспертами, что помешало им задействовать весь свой флот, насколько вырос сегмент люкса и почему кешбэк так важен для отрасли.

ПАССАЖИРОПОТОК ВЫРОС НА ЧЕТВЕРТЬ

Состоявшийся круизный сезон-2021 можно считать достаточно удачным. Пассажиропоток на реках России вырос и даже обогнал доковидные показатели.

По словам экспертов, опрошенных Вестником АТОР, в этом году все круизные компании перевезли в среднем на 20-25% пассажиров больше по сравнению с аналогичным периодом 2019 года.

Мы практически получили запланированное количество туристов на своих бортах. В нынешних условиях это очень хороший показатель, который демонстрирует, что потенциал роста рынка речных круизов в России далеко не исчерпан, - сообщили в пресс-службе судоходной компании ВодоходЪ.

Также в компании отметили, что рассчитывали на то, что турпоток россиян вырастет в отсутствии иностранных туристов, и предпринимали дополнительные усилия, чтобы делать круизные путешествия более привлекательными.

Этот сезон, конечно, не переломный, но поворотный для круизов, - отмечает Андрей Михайловский, генеральный директор Круизного центра Инфофлот. По его мнению, мифы о том, что круиз по России - это скучное занятие, окончательно ушли в прошлое, так что приток новых туристов в этом году обязательно даст эффект уже в следующем сезоне.

НОВЫХ ТУРИСТОВ СТАЛО БОЛЬШЕ, ПЕНСИОНЕРОВ - МЕНЬШЕ

Текущий сезон, по словам экспертов, можно назвать годом нового туриста - во всех крупных круизных компаниях отметили очень высокую долю новых клиентов, которые поехали в круиз впервые. Причем этот тренд коснулся как коротких круизов, так и более длительных, которые выбирают в качестве отпуска.

Тенденция на обновление круизной аудитории отмечалась и раньше, но в этом году она стала наиболее яркой. По данным Инфофлота, до пандемии доля новых туристов составляла 10-15% от общего годового потока, а в 2021 году она выросла до 25-30%.

Если же брать данные по конкретным судам или направлениям, то на ряде маршрутов доля новых пассажиров на борту составляло и все 80%. К слову, не менее 10% новичков уже забронировали круизы на навигацию следующего, 2022 года.

Впрочем, этот год продемонстрировал и другую тенденцию - снижение доли пенсионеров, которые всегда составляли костяк круизных туристов.

Так, по данным круизной компании Мостурфлот доля пассажиров в возрасте 65+ упала на 11% в этом году по сравнению с 2019 г., в то время как доли остальных возрастных групп, наоборот, увеличились. Людей в возрасте 50-60 лет стало больше на 4%, 40-50 лет на 5%, 30-40 лет - на 2%. Также прибавилось количество детей - примерно на 3%, а вот доля молодежи (18-30 лет) практически не изменилась. Любопытно, что женщин в круизах по-прежнему больше, чем мужчин.

АКЦЕНТ НА ЛЮКС И ЭКСКЛЮЗИВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Еще одним итогом сезона стал рост спроса на люксовые теплоходы и эксклюзивные предложения. В целом количество запросов от туристов и агентов на люксовые круизные путешествия выросло почти в 4 раза по сравнению с 2019 годом.

Здесь сыграла роль стоимость круизов, которая, в отличие от стоимости курортных гостиниц, не менялась на протяжении сезона, составляя в среднем 7-9 тыс. р. на человека в день в сегменте стандарт и премиум, и 12 тыс. р. в сегменте люкс. Свой вклад также внесли кешбэк и дополнительные акции круизных операторов, благодаря которым люксовые предложения этого года иногда оказывались ниже по цене, чем в прошлом году.

Безусловным лидером и своего рода драйвером люксового круизного рынка стал флагманский теплоход Мустай Карим судоходной компании ВодоходЪ. В этом сезоне он совершил 29 рейсов, перевезя более 7 тыс. пассажиров. Часть круизов пролегала в акваториях Черного и Азовского морей - количество этих морских рейсов в 2021 г. было увеличено благодаря высокому спросу. Появились также односторонние маршруты из Анапы до Ростова-на-Дону и из Ростова-на-Дону до Анапы.

Другим лидером рынка эксклюзивных предложений стал Максим Горький, также принадлежащий Водоходу. На этом лайнере совершается единственная в России Енисейская экспедиция.

По данным компании, доля сегмента Wild Life в общей линейке продуктов в 2021 г. составила 5-7 %, а сама Енисейская экспедиция вошла в топ-3 самых популярных маршрутов Водохода. Продажи следующего года идут очень активно - на данный момент забронировано уже 25% от общего плана на 2022 г. Напомним, что цены на длительные круизы этой экспедиции начинаются от 400 тыс. р. на человека (без перелета).

В Мостурфлоте также фиксируют хороший спрос на эксклюзивные продукты, среди которых Сценическое плавание и Ладожские шхеры. Их маршруты дополнялись вертолетными экскурсиями на берегу и пересадкой с лайнера на катера с возможностью высадки на труднодоступных островах. Эти маршруты и предложения останутся актуальными и на следующий год.

В перспективе развитие люксового сегмента продолжится - уже зимой 2022 г. ВодоходЪ предложит эксклюзивные туры на зимний Байкал, максимально приближенные к системе все включено, на уникальном судне на воздушной подушке Бирюса.

А в 2023 г., по данным АО Объединенная судостроительная корпорация, на воду сойдет еще один топовый лайнер Петр Великий круизного оператора Мостурфлот.

MICE-КРУИЗЫ ПОШЛИ В РОСТ

Приятной особенностью сезона стал и рост корпоративного сегмента. Так, по данным компании ВодоходЪ, в 2021 году по коммерческому фрахту им удалось выйти на тот же уровень дохода по корпоративным продажам, что и в 2019 году.

Исключительно под корпоративных клиентов в навигацию 2021 года в компании были выведены два премиальных теплохода Нижний Новгород и Кронштадт, которые продемонстрировали хороший результат. В корпоративных продажах они могли соответствовать и предлагать корпоративный продукт высокого уровня, составляя тем самым уверенную конкуренцию вариантам мероприятий в наземных отелях.

Примечательно, что маршрут Енисейской экспедиции также стал пользоваться спросом у корпоративных и частных заказчиков. Сейчас в компании наблюдается позитивная динамика бронирования теплохода Максим Горький под фрахты на 2022 год.

О ВОССТАНОВЛЕНИИ РЫНКА ГОВОРИТЬ ПОКА РАНО

Несмотря на очевидное оживление туристического рынка в этом году, говорить о восстановлении отечественной круизной индустрии пока очень рано.

Речная круизная отрасль так и не смогла восстановить свои доковидные показатели как в финансовом, так и в операционном плане. На внутренние водные пути России в этом сезоне вышло не более 65% от всего рабочего флота круизных компаний. Треть кораблей так и не покинули порт. Даже крупнейшие туроператоры Мостурфлот и ВодоходЪ не задействовали все свои лайнеры - на реках России в этом году у этих компаний работали, соответственно, 11 лайнеров из 15 и 17 из 26.

Причина произошедшего проста - полное отсутствие иностранных туристов, доля которых была очень существенной на российском круизном рынке. Именно эти контракты формировали основу устойчивых доходов судоходных компаний.

Несмотря на очевидный рост объемов внутреннего рынка, этот спрос так и не заменил отсутствие рынка въездного, - отметила Светлана Гончарова, заместитель генерального директора по туризму круизной компании Мостурфлот.

Эксперт подчеркивает, что во многом интерес со стороны российских клиентов к круизам в 2021 году стимулировался временными факторами - большим количеством люкса, недоступного нашим туристам ранее, а также закрытыми границами.

В то же время на внутренний спрос и доходность компаний от него крайне негативно влияет низкая глубина бронирования.

Глубина бронирования длинных круизов до пандемии составляла в среднем полгода, но теперь этот срок сократился до 1 месяца. Особенно тяжело круизным компаниям придется зимой, когда доходов как таковых не будет (до пандемии они были от раннего бронирования), а корабли надо ремонтировать и готовить к новому сезону. Такая ситуация грозит потерей кадров и тех уникальных специалистов, отсутствие которых компенсировать очень трудно.

К тому же в этом году произошел очередной скачок цен на топливо, а туристов напугали локдауны. Напомним, проблемой сезона стало закрытие Ивановской области и отмена судозаходов в Плес. Обязательства по маршруту перед пассажирами сумела выполнить только компания ВодоходЪ, которая организовала собственный мобильный причал и экспресс-тестирования на борту. Все это вместе тоже повлекло дополнительные расходы круизных компаний и свело их прибыльность к минимуму.

Для специалистов очевидно, что о полном восстановлении речного круизного рынка и устойчивости отрасли можно будет говорить только после открытия границ, снятия ограничений и выхода России из красной и оранжевой зоны для тех стран, которые и были основными поставщиками высокодоходных иностранных круизных туристов.

КЕШБЭК ОКАЗАЛСЯ ЭФФЕКТИВЕН И ПО-ПРЕЖНЕМУ НЕОБХОДИМ

Отсутствие иностранцев, которые, судя по всему, не приедут на российские реки и в следующем году, очень волнует круизных туроператоров.

Они уверены, что в таких нестабильных условиях отрасли необходима дополнительная поддержка. Ею мог бы оказаться кешбэк, который уже имел положительный эффект на речной туризм - каждый пятый круиз этой осенью например, был продан по данной акции.

Многие глобальные проблемы индустрии в этом году очень успешно нивелировались Ростуризмом с его программой кешбэка, - отмечает г-жа Гончарова.

Круизные операторы уверены, что программа кешбэка обязательно должна быть продолжена в будущем сезоне. Как отмечают эксперты Водохода, и клиенты, и туроператоры увидели прямую выгоду в открытости этого предложения с незамедлительным начислением возвратного кешбека.

В заявлении о необходимости продления кешбэка круизных операторов поддерживают другие участники туристического рынка и, в частности, Ассоциация туроператоров (АТОР), которая обратилась с соответствующим письмом в правительство РФ и в Ростуризм.

Ольга Пегасова

Поделиться

Комментарии:

Отправить комментарий

Технологии Blogger.