Китай

В Ростуризм направили предложения по «обелению» турпотока из Китая

Туристическая ассоциация Мир без границ представила Ростуризму свое видение минимально-необходимого перечня мер для правильного перезапуска въездного китайского туризма. Побеседовали о них с председателем совета ассоциации Иваном Введенским.

По словам Председателя Совета ассоциации И. Введенского, перечень мер, отправленный в Ростуризм, был составлен по итогам большого числа онлайн-конференций и обсуждений в течении пандемийного года. Встречи проведены с широким кругом заинтересованных лиц, начиная от Банка России и Минэкономразвития, и заканчивая музеями и даже ритейлом.

Прошли региональные обсуждения с участием чиновников и местного бизнеса в Сибири, на Урале и центральной России. Многочасовые интервью проведены с руководителями принимающих туроператоров разных регионов, работающих с китайскими туристами по 10 и по 20 и более лет.

Предложения в нынешнем виде были систематизированы, сведены в перечень и подготовлены к дате прошедшего 25 марта общего собрания ассоциации Мир без границ. Их текст размещен на сайте ассоциации для дальнейшего совместного обсуждения и возможного коллегиального уточнения. Не исключено, что ассоциация проведет большую конференцию для дальнейшего углубления консенсуса с коллегами по несчастью.

- Можно ли утверждать, что предложенный вами комплекс мер позволит снять сложившееся на рынке напряжение и всеобщее неудовольствие китайским туризмом с китайским лицом, серыми схемами, выводом денег в Китай и т.д.?

И. Введенский: Да, наши предложения на это направлены. Но надо иметь в виду, что разговоры о серых схемах зачастую концентрируются на регуляторных мерах и упускают проблему конкурентоспособности наших предприятий, специалистов и их продукта в регионах. Даже правильнее говорить о комплексной конкурентоспособности той команды смежников, которая задействована в приеме туристов. Поэтому эта проблема тоже в поле нашего зрения.

Мы разделили необходимые действия на три уровня. Верхний - это работа между Ростуризмом и Минкультуры и туризма Китая. Второй - это уровень наших федеральных ведомств и третий, это уровень регионов.

С китайской стороной надо работать по запуску более совершенного механизма безвизового въезда и в рамках Рабочей Группы по безопасности, которая создавалась перед самой пандемией для совместного отслеживания и пресечения трансграничных злоупотреблений и ущемлений прав и интересов туристов, а также попыток нарушения законодательства обеих стран.

Также мы предлагаем включить в будущее межправсоглашение о безвизовых поездках обязательное использование направляющим и принимающим туроператорами утвержденного регуляторами единообразного типового договора.

В согласованном с отечественными силовиками и МИДом проекте нового межправсоглашения такой конструкции пока не предусмотрено. Но существующий согласованный проект - это вариант 2017 года, а у нас есть и более актуальный опыт.

На федеральном уровне в первую очередь надо запускать в работу уже имеющиеся возможности как регулирования, так и стимулирования. Они нормативно, в принципе, предусмотрены, но не используются.

На региональном уровне самое главное - направить усилия на повышение конкурентоспособности местного предпринимательства, а также проводить работу на уровне региональных межведомственных комиссий с представителями контрольных и надзорных органов.

- Сразу вопрос: вы надеетесь на положительное восприятие ваших предложений Ростуризмом, ожидаете каких-то конкретных шагов в ближайшее время?

И. Введенский: Нам бы очень хотелось напротив каждого предложения поставить конкретный срок рассмотрения и принятия того или иного решения. Но это конечно не в наших силах. В целом, мы видим основную сложность в работе не в том, что наши предложения так уж трудно реализуемы, а в том, что Ростуризм и с текущей нагрузкой не успевает справляться.

Любая дополнительная работа, даже совсем небольшая, если это не поручение Президента или Правительства, попадает в зону риска не быть выполненной. А на китайском направлении явно пока не хватает политической воли, хотя если уж и заниматься системно въездным туризмом, то, конечно, надо начинать именно с китайского въезда.

- Говорят, что законопроект о регулировании гидов-переводчиков направлен в первую очередь на решение проблем китайского направления. Значит, политическая воля все же есть?

И. Введенский: Говорят даже, что этот законопроект из серии как лечить ангину гильотиной. Поэтому и нет консенсуса в среде самих гидов-переводчиков по поводу этого законопроекта. Но в данном случае политическая воля проявлена не сверху, а снизу.

И, пользуясь случаем, я поздравляю члена Совета нашей ассоциации, Президента ассоциации гидов-переводчиков Александра Осипова и его коллег по цеху с трудной победой на данном этапе прохождения законопроекта. Закон ведь в дальнейшем можно оттачивать после получения первого положительного и, возможно, отрицательного опыта. Уже не сосчитать, сколько было как принятых, так и отклоненных поправок в 132 ФЗ за последние 10 лет.

- Какая мера в вашем перечне, предложенном Ростуризму, может считаться самой важной, ключевой?

И. Введенский: Мы и так отбирали самое важное из важного при формулировании предложений. При этом тема типового договора, наверное, для ассоциации самая содержательная. По этому направлению мы работаем, в том числе с привлечением китайских юристов, не дожидаясь политической воли.

Такой договор сам по себе может без использования гильотины в виде национального законодательства регулировать узкие проблемы въездного туризма из Китая. В дальнейшем, возможно, что-то из китайского опыта сможет перейти в наше национальное отраслевое законодательство.

Ведь не только в работе гидовского сообщества, но и в других профессиональных областях есть разница в применяемых для разных рынков нормах делового оборота и соответственно разница в списках узких мест.

- Вы являетесь членом Общественного совета при Ростуризме и даже ведете там профильную комиссию по въездному туризму. Наверное, это добавляет возможностей для лоббирования в хорошем смысле этого слова инициатив снизу?

И. Введенский: Как раз для инициатив снизу Общественный совет не приспособлен и не предназначен. Есть федеральный закон Об основах общественного контроля, в рамках которого должен действовать ОС. Он должен наблюдать за ведомством и заниматься, в частности, согласованием ключевых документов, которые готовит ведомство.

Сегодня, 31 марта, мы будем слушать официальный отчет о результатах работы Ростуризма за прошлый год. Вообще говоря, общественные советы в нынешней политической конструкции - это не центры профессиональной компетенции. Посмотрите сами: в общественных советах Минобороны или МВД заседают артисты и художники. Какая и с кем может быть профессиональная дискуссия? Ее там быть, наверное, и не может по определению.

- На чем ассоциация планирует концентрировать в ближайшее время усилия кроме разработки типового договора и предложений Ростуризму по принятию различных мер по обелению китайского въездного рынка?

И. Введенский: Вместе с активными регионами будем заниматься повышением конкурентоспособности местного бизнеса. К сожалению, далеко не все регионы вообще пока что затачиваются под въездной туризм. В таких условиях заход китайского потока в регион - это очень большие риски. Слова и действия сверху тут опять вносят некоторый хаос в умах.

Речь, в том числе, и о том, что будущий нацпроект будет посвящен внутреннему туризму. Три года назад говорили исключительно про экспорт туруслуг и запустили Нацпроект по экспорту. Сейчас этот проект вообще развалился и ликвидировался, наверное, можно сказать, что с позором. И нет никакого анализа причин случившегося. Это подрывает доверие к прочности и долговечности любого нацпроекта.

- Вы же входите в состав правительственной комиссии по туризму. Есть ли возможность в рамках весьма представительной комиссии придать стабильность такой работе?

И. Введенский: Пока сама идея комиссии буксует, на мой взгляд. Или, что более вероятно, пока что у ее руководителя, вице-премьера Дмитрия Чернышенко, руки в силу действительно большой занятости, до нее просто не доходят.

Пока что нет даже проекта организации работы правкомиссии, состава рабочих органов и так далее. Но координационный общенациональный орган нам очень и очень нужен. Я надеюсь, что работа наладится и готов принимать в ней самое активное участие.

Поделиться

0 коммент.:

Отправка комментария

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

Технологии Blogger.